Геймификация в практике «Энергоконтракта»

Деньги — самый простой и самый дорогой способ мотивировать сотрудников на трудовые подвиги. Неудивительно, что корпорации ищут иные способы решения этой задачи. Один из них, все более популярный, — геймификация.

«Карьера в Рокетбанке — настоящая игра с множеством уровней, квестами и бонусами», — рассказывает Инга Лабахуа, директор по клиентскому сервису и операциям. И клиентская служба Рокетбанка — это космический боевой флот, в который входит несколько команд — «Стражи галактики», «Звездные войны» и др. Лидер каждой «эскадры» — капитан или «джедай». Его задача — поддерживать, обучать и контролировать своих бойцов. Бойцы делятся на категории: первая — новички, вторая — ветераны. Первые бонусные баллы новичок получает еще во время обучения. Собрав все «ачивки», как тут называют служебные достижения (от английского achievement), сотрудник переходит на новый уровень, проходя церемонию посвящения, и символом инициации служит толстовка Рокетбанка.

Чтобы повышать свой уровень, сотруднику нужно зарабатывать баллы — они фиксируются в специальной онлайн-системе. По словам Лабахуа, прелесть геймификации будничных процессов состоит в том, что каждый может двигаться по карьерной лестнице в удобном ему темпе, выбирая направление работы и переходя со ступеньки на ступеньку. «Ты чувствуешь себя настоящим бойцом в команде. Это действительно круто», — говорит Илья Илющенко.


Западный опыт геймификации трудовых процессов

Академия консалтинговой компании Deloitte использует на тренингах компьютерную ролевую игру, которая имитирует проблемные ситуации из реальной практики. В результате 46% слушателей стали обучаться ежедневно, хотя раньше делали это время от времени.

Microsoft запустила игру, чтобы стимулировать сотрудников из разных стран проверять переводы текстов. За месяц 4,6 тыс. человек проверили 530 тыс. страниц текста, а некоторые, увлекшись, ради этого даже забросили основную работу.

SAP визуализирует конкуренцию продавцов с помощью приложения, в котором показывается заезд гоночных автомобилей. Виртуальная машинка того, кто привлекает больше клиентов, в конце месяца первой пересекает финишную черту.

Компания Aetna, которая занимается медицинским страхованием, создала приложение Mindbloom Life Game, представляющее собой интерактивное дерево самосовершенствования. Изначально приложением пользовались только сотрудники компании, но затем оно распространилось по всему миру.

IT-компания DataArt разработала внутрикорпоративную валюту TYPs — Thank You Points. Используется она как способ поблагодарить коллегу, когда слов недостаточно. «Типсы» учитываются при пересмотре зарплат, также на них можно приобрести товары во внутреннем онлайн-магазине.
Борьба с ленью

Люди привыкают к играм с детства. Затем они вырастают и выходят на работу. Казалось бы, в офисе не до развлечений, но современные компании думают иначе. Поначалу игровые механики вовлечения применялись в маркетинге и продажах, но вскоре распространились и на менеджмент.

«Геймификация в первую очередь работает на миллениалах, которые привыкли к гаджетам и видеоиграм», — рассказывает Роман Тышковский, управляющий партнер консалтинговой компании Odgers Berndtson. По его словам, игровые механики в управлении персоналом обычно мотивируют сотрудников на достижение поставленной цели. HR-специалисты нередко также используют этот инструмент для обучения персонала и создания конкуренции внутри коллектива. Часто геймификация упрощает адаптацию новичков.

Глубинная задача игры — вовлечь в работу и побороть лень. По данным Gallup, только 31% сотрудников компаний по всему миру полностью вовлечены в работу, 51% всегда заняты еще чем-то. А исследования Hewitt Associates показывают, что в компаниях с высоким уровнем вовлеченности сотрудников на 12% выше стоимость акций, на $27 тыс. в год больше объем продаж на сотрудника, на 5–10% выше уровень удовлетворенности клиентов и примерно вдвое больше конкурентоспособных заявок на открытые вакансии.

«Средний бюджет на закупку ПО для обучения сотрудников с обязательным блоком геймификации за последние годы значительно вырос, сегодня он составляет от 0,5 млн до 3–5 млн руб.», — говорит Антонина Смоленцева, руководитель отдела продаж компании iSpring. По ее словам, с начала 2017 года спрос на образовательные программы с геймификацией увеличился на 23%.

Тимбилдинг с послами

Геймификация помогает не только повышать мотивацию сотрудников. В ГК «Энергоконтракт» с помощью игры решили проблему разрозненности в работе разных отделов. Для этого компания, которая 20 лет занимается производством спецодежды, превратила офисные подразделения в полноценные государства.

карта-путь.jpg

В «Энергоконтракте» работают более 1 тыс. человек, офисы разбросаны по Москве и Подмосковью. Помимо отдела продаж и администрации есть еще ткацкий и логистический комплексы, а также научно-производственный центр. В 2016 году специалисты отдела по работе с персоналом провели интервью с 60 ключевыми сотрудниками и с удивлением выяснили, что многие из них не знают о существовании других подразделений и плохо представляют зоны ответственности. Неудивительно, что это приводило к регулярным спорам и разногласиям.

«Даже территориально близкие подразделения зачастую были слишком автономны. Бизнес-процессы могли буксовать из-за банального непонимания смежного процесса или его искаженного понимания», — рассказывает директор по развитию ГК «Энергоконтракт» Ирина Николаева. Чтобы решить эту проблему, она придумала игру «Энерголандия». Группа компаний в ней стала территорией с отделами-государствами. Каждый отдел выбрал посланника-амбассадора и отправил его на день «на разведку» в другое «государство». Затем посланник возвратился к коллегам и докладывал обстановку: рассказывал, чем у соседей занимаются и как наладить с ними отношения. В ход шли и костюмы напрокат. «Поход в дирекцию по качеству, например, превратился в театрализованное, в стиле Шерлока Холмса, расследование «преступления» против нашего комплекта спецодежды», — вспоминает Николаева. По ее словам, такой подход помог решить проблемы, с которыми не справлялись обычные совещания. В заключение посольской миссии игроки обменялись «верительными грамотами».

грамота.jpg

Игра хороша тем, что не потребовала серьезных материальных вложений. Одно из немногих — видеокамера, на которую фиксируются все итоговые встречи. Видео затем выкладывается на внутрикорпоративный сайт. Также для разрядки обстановки участникам обсуждения компания закупает угощения. Причем иногда сотрудники принимающих отделов настолько вживаются в роль, что накрывают стол как радушные хозяева. Даже устраивали масленицу с блинами. Общий бюджет игры Николаева оценивает в 50 тыс. руб. в год.

По словам Сергея Касторнова, директора по персоналу ГК «Энергоконтракт», благодаря игре за полгода показатель «cогласованность усилий» вырос на 5%, а «лояльность» — на 7%. Помимо этого сотрудники перестали стесняться говорить на встречах о проблемных зонах. Также амбассадоры не раз предлагали идеи по усовершенствованию работы соседних отделов. «Энерголандия» оказалась прекрасным инструментом для повышения общей вовлеченности сотрудников в работу компании», — рассказывает Касторнов.

«Мы не можем напрямую связать практику геймификации в нашей компании с финансовыми показателями. Однако на этот год у нас заявлены достаточно амбициозные темпы развития, и мы с ними справляемся, в том числе благодаря росту вовлеченности», — добавляет Николаева.


Автор: Ильмира Гайсина.

Подробнее на РБК: